В рамках завершающего пленарного заседания первого научного форума «Генетические ресурсы растений» 24 июня с докладом «Научная коллекция и ее роль в формировании экологического сознания общества» выступила заместитель директора по музейной работе Зоологического института РАН Милена Третьякова.
Первые музеи возникли на рубеже XVI – XVII в. в качестве «кунсткамер», или кабинетов редкостей. У этих музеев была одна особенность — это были собрания диковин, экспонаты в них были представлены несистематически. «Можно привести самую простую аналогию. Мы понимаем, что Ломоносов был ученый: он занимался естественными науками, но в то же время он писал стихи. То есть не было еще разделения наук, и кабинеты диковин показывали универсальность мышления эпохи», — напоминала Третьякова.
К началу XVIII века кабинет редкостей как феномен изжил себя. «С развитием системы мирового сообщения, — указала докладчик, — “редкости” оказались доступны более широкому кругу любителей и, следовательно, владение универсальным знанием утратило свой привилегированный статус. С другой стороны, теория Карла Линнея о систематизации вызвала первую музейную революцию. Линней ввел четкую иерархию, которая повлияла на дальнейшие способы коллекционирования. Любопытство (curiosite´) как категория, основополагающая кабинетов редкостей XVI – XVII веков, больше не могла быть применима к музейной коллекции. Естественнонаучные коллекции выделяются и демонстрируются публике в соответствии с принципами “классификационного порядка”».
В XIX веке интерес к коллекционированию натуральных объектов перемещается от интереса к редкому и экзотичному к собиранию обычного и типичного. Коллекционирование естественнонаучных объектов становится государственной задачей и оказывается тесно связано с патриотическим и колониальным дискурсом: освоением новых земель, колоний, природных богатств. Трансформацию музея вызывает теория эволюции Дарвина.
Все это, по мнению Милены Третьяковой, стало основой возникновения классической формы экспозиции. «Классический музей складывается в конце XVIII – XIX века, с одной стороны, как линнеевская таблица, с другой — как способ презентации государственных богатств и статуса, — рассказала она. — Многие кабинеты редкостей как в России, так и в Европе стали частью научных институтов или базами научной деятельности. Музеи, кроме того, оказались вовлечены в систему образовательной работы, просвещения публики».
«Что такое музей естественной истории сегодня? Сегодня 15 крупнейших естественнонаучных музеев в мире в совокупности содержат более 570 млн экземпляров. Это самая большая категория коллекций в музейной индустрии — больше, чем музеи искусствоведческие, краеведческие, исторические, — отметила Милена Третьякова. — Музеи естественной истории и зоопарки — самые посещаемые просветительские учреждения мира. Многое из того, что сегодня общество знает о мире природы, прямо или косвенно иллюстрируется образцами, которые хранятся в наших коллекциях, причем часть из этих образцов уже не существует в живой природе».
При этом музей в очередной раз переживает трансформацию, начатую в конце XX века. По словам Милены Третьяковой, дидактическая система современного музея стала плохо работать применительно к современному посетителю. Стало слишком много средств информации, понимание и запоминание теперь происходит через непосредственное участие. Возникло понятие «музейный сценарий», временные выставки превращаются в театрализованные шоу, широкие возможности для вовлечения посетителя открыли персональные гаджеты.
«Если в начале XX века музей воспринимался исключительно как место сохранения коллекций, то сегодня музей должен заниматься интерпретацией, с максимальным вовлечением разных специалистов, — сказала Третьякова. — Основной тезис всех европейских и американских музеев — способствовать пониманию мира природы и места человека в нем». Больше внимания должно уделяться распространению знания о биоразнообразии, повышению уровня понимания его значения и сохранения, рисков, связанных с потерями биоразнообразия в будущем. «Самая важная задача музея не только об этом рассказать, но и научить общество задавать такие вопросы», — заявила заместитель директора Зоологического института РАН.
Напомним, что 21 – 24 июня 2022 г. в Санкт-Петербурге проходил первый научный Форум «Генетические ресурсы России». Форум организован под эгидой Вавиловского общества генетиков и селекционеров (ВОГиС). Цель научного симпозиума — всестороннее обсуждение особенностей современного использования, пополнения и поддержания биоресурсных коллекций микроорганизмов, растений и животных, популяризация исследований в области генетического разнообразия, включая работу с генетическими базами данных человека, а также обсуждение правовых аспектов работы с коллекциями. Среди участников форума — ведущие отечественные специалисты в области генетики, селекции и биотехнологии, включая более 10 академиков и членов-корреспондентов Российской Академии наук и 3 лауреатов премии Президента Российской Федерации для молодых ученых. Всего в различных заседаниях Форума участвовали около 500 человек из 58 регионов России.